Уже во второй половине первого года жизни у ребенка возникает потребность в деловом общении со взрослым. Вовремя перевести малютку с эмоционального общения на деловое, как правило в семье бывает получается очень редко. Мама не догадывается, что годовалому крохе уже не достаточно ласки и поцелуев, а необходима предметная деятельность с различными дидактическими игрушками и пособиями (пирамидки, кольца, шары, каталочки, столики, образные погремушки). Взрослый на каждом этапе раннего детства должен максимально удовлетворять не только жизненные, но и социальные потребности малыша. У малютки появляется потребность в освоении окружающего пространства и предметного мира. Но он еще не умеет в этом пространстве передвигаться. Это заставляет малыша овладеть вначале подползанием, затем ползанием и ходьбой. Так малыш действует во всем.
Любой навык – это реализованная потребность. Хорошо, когда такая реализация состоится вовремя и под руководством знающего взрослого. Ребенок испытывает состояние дискомфорта, когда его потребности не учитываются и не удовлетворяются родителями. А те жалуются. Что малыш постоянно куда-то лезет, что-то тащит, а если не дают, кричит, требуя желаемый предмет. Это говорит о том, что взрослый не понимает малыша, а малыш в это время находится на грани психологического кризиса.
Малышу необходимо детское общество. На 2-м году жизни у детей возникает тяга к сверстникам, а на 3 –м – присутствие и «мнение» ровесников начинают играть приоритетную роль в воспитании наиболее значимых качеств и черт характера.