Темп нашей жизни настолько напряжен, что нам, взрослым, всегда легче сделать что-то самим, чем ждать, когда ребенок справится сам. Мы продолжаем надевать колготки, застегивать пуговицы, завязывать шапки подросшим малышам – ведь мы постоянно опаздываем. Несколько раз попросив убрать игрушки, мы сдаемся и делаем это сами. Убрать легче и быстрее, чем придумать и осуществить способ, который поможет включить в дело ребенка. Нам некогда – мы делаем как быстрее.
При такой жизни ребенку трудно научиться самостоятельности.
Решение проблемы формирования самостоятельности должно решаться в дошкольном возрасте. Пока ребенок маленький его поведение, а также внимание, память, мышление и другие психические процессы регулируются на непроизвольном уровне. Он смотрит или слушает то, что ему непосредственно, непроизвольно интересно. Малыш может сравнительно долго заниматься только тем, что привлекает его. Бесполезно говорить 3-4 летнему ребенку, чтобы он что-то запомнил, потому что это для чего-то надо. Внимание трудно удержать на том, что непроизвольно не притягивает.
Каким образом помочь ребенку научиться произвольно регулировать свою деятельность и поведение? Если дошкольник будет вынужден терпеть неинтересные занятия, он так или иначе научится увиливать от них.
Лучше увлечь каким-то делом, например поделкой, рисунком, постройкой, для ее успешного завершения он согласен и постараться – быть аккуратным, переделать деталь. Если малышу это для чего-то нужно, то он проявляет терпение, внимание, он усидчив большое количество времени, но то тех пор, пока не потеряет интерес к данной цели. Случаются часто ситуации быстрой потери интереса, увлеченности. Устойчивость внимания, умение удержать интерес к занятию делом нужному, но не очень интересному развивается в ходе всей дошкольной жизни ребенка. Для этого важно, чтобы все дела, которыми занят ребенок, были для него осмысленными, интересными (не только за счет привлекательности работы с клеем, конструктором красками), содержали бы цель, которую поставил перед собой малыш – подарок маме, самолет для игры, закладка для сестрички.
Интерес к предметам и способам действия – вещь нужная. На определенной стадии развития любой деятельности интерес малыша занимает главное место. Но важно, чтобы эта стадия со временем уступила место следующей, когда ребенку делать что-либо интересно потому, что необходимо для реализации его замысла.