В настоящее время проблема психофизического благополучия детей раннего возраста в условиях семьи и дошкольного учреждения приобретает особенную актуальность, так как является одной из важнейших составляющих государственной политики сохранения здоровья нации.
Ее решение связано прежде всего с широкомасштабной помощью родителям, воспитывающим маленьких детей.
Если иметь в виду дошкольное учреждение, которое посещают малыши, то решение проблемы их физического и психического здоровья в первую очередь определяется организацией их жизни и эмоционального благополучия в коллективе сверстников.
Исследования отечественных ученых показали: генетические факторы здоровья играют доминирующую роль на первом году жизни ребенка, а социальные отступают на второй план, но уже в конце периода младенчества они выходят на первое место и начинают активно влиять на психофизическое благополучие (или неблагополучие) малыша.
Это значит, что для ребенка особо значимыми становятся окружающая среда и общение со взрослыми.
Коллектив нашего дошкольного учреждения долгое время работает в этом направлении.
Изучив содержание понятия психофизического благополучия ребенка раннего возраста в условиях детского сада, мы нашли способы и методы решения этой проблемы.
В процессе работы стало очевидно: проблему психофизического благополучия детей в условиях яслей-сада нельзя решить полумерами, не изменив весь педагогический процесс, что (и только что) позволит взять курс на индивидуализацию воспитания и развитие личности ребенка с периода раннего детства.
Ориентиром для нас стала программа развития и воспитания детей в детском саду «Детство».
Наблюдая за развитием детей многие годы, мы пришли к выводу: окружающая среда (интерьер, игрушки и пр.) не воздействует на малыша, если она не привнесена в педагогический процесс через взрослого (воспитателя). Можно сказать: окружающая среда одухотворяется личностью педагога.
И это не случайно. Душевная жизнь маленького ребенка развивается по законам отражательной способности психики и на основе феномена ранних впечатлений.
Ребенок будет таким, каким сделает его социальное окружение.
Психофизическое благополучие маленького ребенка достигается общей культурой его воспитания, прежде всего в содержательном общении со взрослым, через эмоционально обогащенную окружающую среду, построенную на лучших традициях народной педагогики.
Говоря об эмоциональном взаимодействии с ребенком, надо иметь в виду не просто общение, а общение, направленное на раскрытие его индивидуальности, так как ранний возраст тем и отличается, что индивидуальность каждого ребенка выражена особенно ярко.
Психофизическое благополучие будет достигнуто, если взрослые сделают все, чтобы ее сохранить.
И, наконец, самое, может быть, важное — это бережное отношение к личности каждого ребенка.
Создание условий, которые наиболее полно способствовали бы реализации самоценности раннего детства, — одна из главных задач педагогики раннего детства.
Опыт работы нашего коллектива рекомендует, для создания психофизического благополучия самых маленьких в условиях общественного воспитания:
• Больше доброты, тепла. Дети должны стать свидетелями добрых, доверительных отношений между родителями и педагогами, это зародит в них чувство доверия.
• Воспитывать ребенка в органическом единении с культурой своего народа на высоких образцах народного искусства, доступных его восприятию, ибо воспитание красотой — одно из условий развития творческих позиций, проявлений и яркой индивидуальности каждого малыша.
• Всячески оберегать нервную систему детей, наполнить их жизнь радостью, создать такие условия, чтобы дети имели - возможности
для самовыражения, чувствовали себя внутренне свободными.
для самовыражения, чувствовали себя внутренне свободными.
• С раннего детства формировать в малышах нравственно-этические чувства, воспитывая их на добрых примерах из русского фольклора; постепенно знакомить детей с общечеловеческими нравственными принципами на доступных примерах, достойных подражания.
• Эмоционально и содержательно обогащать мир детства через игры,
обучение, организацию самостоятельной деятельности в течение дня.
обучение, организацию самостоятельной деятельности в течение дня.
• С раннего возраста стремиться заложить основы гуманного отношения ко всему живому, экологической культуры, патриотизма.
• Помнить о том, что каждый малыш уже личность, стремиться
выявить его индивидуальность и развивать ее. Нам, взрослым, не следует забывать: раннее детство всему начало.
выявить его индивидуальность и развивать ее. Нам, взрослым, не следует забывать: раннее детство всему начало.
Обеспечение психофизического благополучия малыша — залог успешного развития в дошкольном и школьном детстве.